Новости
Благовещенский мост отмечает 175-летний юбилей
21.11.2025
Проекты постоянных мостов через Неву стали появляться в Петербурге уже в середине XVIII века, однако в то время опыт мостостроения еще не позволял строить надежные переправы через такие глубокие реки с мощным течением. В 1842 году российский инженер Станислав Кербедз составил проект переправы через Большую Неву на Васильевский остров. Закладка нового моста состоялась 1 января 1843 года. Разводной пролет моста располагался у правого берега Невы и имел необычную для мостостроения конструкцию – две металлические раскосные фермы, вращающиеся в противоположные стороны вокруг вертикальных осей.
Открытие состоялось 21 ноября 1850 года. На торжество прибыл император с семьей и свитой. Николай I с сыновьями прошел пешком на Васильевский остров, а назад проехал в открытой коляске с наследником. Новый мост получил имя Благовещенский по церкви Конногвардейского полка и Благовещенской площади. В 1854 году у разводного пролета была построена небольшая часовня, освященная во имя святого Николая Чудотворца. Тогда, в середине XIX века, новый Благовещенский мост был самым длинным в Европе. Его протяженность составляла около 300 метров.
После кончины императора в 1855 году мост переименовали в Николаевский. В 1918 году мосту дали новое имя в честь лейтенанта Петра Шмидта, руководившего восстанием на крейсере «Очаков» в первую русскую революцию.
В 1936–1938 годах мост был перестроен. Проект разработал инженер Григорий Передерий. Количество пролетов сохранилось прежним — восемь, но разводным стал средний пролет. Пролетное строение — двукрылое, раскрывающейся системы. Мост разводился с помощью электромеханического привода. Удивительна история старых пролетов моста. При реконструкции их сохранили, а позднее, в 1944 году в разобранном виде перевезли по железной дороге в Тверь. В 1956 году из них был построен Новый Волжский мост.
В 2004 году встал вопрос о реконструкции моста Лейтенанта Шмидта. Было принято решение максимально приблизить архитектурный облик нового моста к тому виду, который он носил в XIX веке. Старые фундаменты опор за полтора века сохранились в рабочем состоянии, а стальные конструкции пришлось полностью заменить. В ходе реконструкции был значительно увеличен разводной пролет. Мост стал гораздо шире, с него убрали трамвайные пути. Гидравлическая система разводки сделала подъем крыльев моста быстрым и плавным. 15 августа 2007 года переправу торжественно открыли и вернули ей историческое название.
Свой юбилей Благовещенский мост встречает обновленным – этим летом здесь был выполнен масштабный ремонт. На переправе заменили 14 тысяч квадратных метров покрытия проезжей части, а также 122 погонных метра деформационных швов. Ремонт длился чуть более месяца, и полного закрытия движения не потребовалось – работы велись поэтапно.
Юбилей первого постоянного моста через Неву – значимая дата для мостостроителей и горожан. Празднование 175-летия Благовещенского моста открывает череду мероприятий, приуроченных к этой дате, и завершится празднованием Дня работника мостостроения Петербурга 4 декабря.
В ночь с 3 на 4 декабря в честь памятной даты Санкт-Петербурга «4 декабря - День работника мостостроения» техническая разводка Благовещенского моста будет посвящена и 175-летию самой переправы, и труду тысячи сотрудников «Мостотреста», которые заботятся о петербургских мостах уже на протяжении многих лет.

